Федерация Автовладельцев России

Московское представительство


Отзыв Центрального банка на проект закона об ОСАГО

Центральный банк
Российской Федерации
(Банк России)

От 29.03.2010 № 02-31/1407

«О проекте федерального закона № 333081-5
«О внесении изменений в Федеральный закон
«Об обязательном страховании гражданской
ответственности автовладельцев транспортных
средств» и некоторые другие законодательные
акты Российской Федерации»

Уважаемый Владислав Матусович,

Банк России рассмотрел проект федерального закона № 333081-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект), направленный в Банк России письмом Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку от 26.02.2010 № 324-6/82, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

  1. Банк России в целом поддерживает предложение о подготовке законодательных мер, направленных на предоставление гражданам новых возможностей по осуществлению оплаты административных штрафов, налагаемых на водителей транспортных средств за совершение правонарушений в области дорожного движения, в том числе, использование для этих целей платежных карт. Подобные меры не только упростят процесс оплаты штрафов гражданами, но и обеспечат повышение уровня собираемости штрафов.

    Вместе с тем считаем необходимым отметить, что штраф за правонарушения в области дорожного движения является мерой административной ответственности и порядок исполнения данного вида административного наказания является предметом регулирования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

    Учитывая это, полагаем, что поправки соответствующего характера необходимо вносить в КоАП РФ.

  2. По нашему мнению, механизм оплаты административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения с использованием платежных карт, должен базироваться исключительно на добровольной основе. Установление всеобщей обязанности водителей транспортных средств по оформлению наряду с полисом автогражданской ответственности карты обязательного страхования и открытию банковского счета в аккредитованном банке, с нашей точки зрения, нецелесообразно.

    Заложенный в законопроекте механизм оплаты административных штрафов предполагает проведение данных мероприятий только через аккредитованные банки и с использованием карты обязательного страхования. Данный подход не согласуется с общими принципами свободы договора и свободы выбора форм расчетов. Кроме того реализация такого механизма на практике может быть затруднена с учетом добровольного участия банков в этой системе неповсеместной доступности для населения России отдельных видов банковских услуг.

    Неясными представляются также основания возложения на профессиональное объединение страховщиков функций по аккредитации банков – участников информационной системы обязательного страхования, принимая во внимание то, что указанные банки обираются для целей перечисления в бюджет сумм административных штрафов.

  3. Полагаем, что при построении предлагаемой законопроектом системы обязательного страхования, основной задачей которой будет обеспечение доступности сведений об уплате водителями транспортных средств административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения. При этом наличие у лица, обратившегося за получением (продлением) полиса обязательного страхования (карты обязательного страхования), задолженности перед бюджетом по оплате административных штрафов, а также перед аккредитованным банком по возврату кредита, предоставленного для оплаты административных штрафов, будет служить основанием для отказа в заключении или продлении договора обязательного страхования автогражданской ответственности и выдаче карты обязательного страхования.

    Согласно нормам Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об автогражданской ответственности) страхование владельцем транспортного средства риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств, является обязательным условием использования транспортного средства.

    Таким образом, заложенный в законопроект механизм ставит в прямую зависимость оплату административного штрафа или возврат банку кредита с правом лица пользоваться своим транспортным средством.

    По нашему мнению, такой подход вызывает сомнения в обоснованности.

  4. Обращаем внимание на то, что ряд положений законопроекта выходит за рамки сферы регулирования и Закона об автогражданской ответственности, и самого законопроекта. Это касается, например, технологических требований к инструментарию, обеспечивающему реализацию целей Закона об автогражданской ответственности и допускающему возможность его использования в качестве платежного инструмента – банковской карты.
  5. На кредитные организации законопроектом возлагается обязанность представлять органам внутренних дел сведения об уплате водителями транспортных средств административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения.

    Между тем считаем, что в случае наличия такой необходимости соответствующую информацию о суммах административных штрафов, уплаченных физическими лицами, органы внутренних дел могут получать от территориальных органов Федерального казначейства Российской Федерации, в которых открыты лицевые счета соответствующих подразделений органов внутренних дел.

    В этих целях в законопроекте может быть закреплена норма, предусматривающая направление кредитными организациями информации об оплате (в т.ч. с использованием банковских карт) водителями транспортных средств административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения в органы Федерального казначейства в порядке, установленном Банком России по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

    Кроме того полагаем, что возложение на кредитные организации вышеуказанной обязанности по информированию органов внутренних дел приведет к увеличению трудовых и материальных затрат, обусловленных возможной необходимостью расширения штата кредитных организаций, внедрения и обслуживания необходимого программного обеспечения и т.п.

  6. Законопроектом предусматривается возложение обязанности по идентификации лица (страхователя), обратившегося в страховую компанию для получения карты обязательного страхования с открытием ему банковского приложения к такой карте, непосредственно на страховщика, выступающего в качестве представителя аккредитованного банка.

    Считаем необходимым отметить, что Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ) не предусматривает возможности делегирования кредитными организациями третьим лицам своих обязанностей, в частности, обязанности по идентификации лиц, находящихся на обслуживании.

    Учитывая данное обстоятельство, возникают сомнения в возможности практической реализации без нарушения требования Закона № 115-ФЗ предусмотренного законопроектом порядка идентификации страховщиком лица (страхователя) при приеме от него заявления на открытие банковского счета в выбранном страхователем аккредитованном банке.

    Кроме того, предполагаемая идентификация лица при оформлении карты обязательного страхования по своему объему не обеспечивает в полной мере соответствие требованиям Закона № 115-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, законопроект Банком России не поддерживается.

Первый заместитель председателя
Г.И.Лунтовский




×

ФАР

в социальныx сетях