Федерация Автовладельцев России

Московское представительство


Отзыв Минюста по проекту закона об ОСАГО

Министерство юстиции
Российской Федерации
(Минюст России)

02.04.2010 № 09/5154-ДК
На № 05

На письмо Аппарата Правительства
Российской Федерации
От 20.03.2010 № П13-8755

В соответствии с пунктом 99 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, Министерство юстиции Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона № 333081-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.М. Резником.

Законопроект подготовлен в форме внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации.

Правонарушения, регламентируемые законопроектом, относятся к отношениям, регламентируемым гражданским и административным законодательством.

Согласно пунктам «а», «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации принятие и изменение федеральных законов, а также гражданское законодательство находятся в ведении Российской Федерации, а административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам ведения Российской Федерации принимаются конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В этой связи принятие федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» соответствует сфере ведения Российской Федерации.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, направленные на повышения уровня безопасности дорожного движения и упрощения процесса оплаты гражданами административных штрафов, налагаемых на водителей транспортных средств за совершение правонарушений в области дорожного движения.

Пунктом 1 статьи 1 законопроекта вносится изменение в преамбулу Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон), предусматривающее, что данным Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе, в целях обеспечения безопасности дорожного движения посредством предупреждения совершения правонарушений.

Законопроектом также устанавливается, что задолженность перед бюджетом по оплате административных штрафов в соответствии с Федеральным законом является основанием для отказа в заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и, следовательно, выдаче страхового полиса обязательного страхования (часть 6 статьи 17.3 Федерального закона в редакции законопроекта).

Однако целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев (часть 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

В этой связи регламентация вопросов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, а также оплаты административных штрафов, не относится к предмету правового регулирования Федерального закона.

При этом Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях уже установлена ответственность за неуплату административного штрафа (статья 20.25).

В абзаце четвертом пункта 2 статьи 1 законопроекта используется понятие «база данных субъектов страхования».

Вместе с тем в пункте 2 статьи 1 законопроекта, которым вносятся изменения в понятийный аппарат, используемый для целей Федерального закона, определение указанного понятия отсутствует.

Согласно частям 2 и 3 новой статьи 17.2 Федерального закона кредитные организации обязаны предоставлять органам внутренних дел сведения об оплате водителями транспортных средств административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения. Аккредитованные банки по запросам профессионального объединения страховщиков предоставляют сведения о наличии задолженности у держателей карт обязательного страхования по кредитам, выданным для оплаты административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения.

Часть 4 новой статьи 17.2 Федерального закона устанавливает, что указанные выше сведения составляют банковскую тайну.

Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов (часть 1 статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Таким образом, сведения об оплате водителями транспортных средств административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения и о наличии задолженности по кредитам, выданным для оплаты административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения, к сведениям, являющимся банковской тайной, не относятся.

Кроме того, внесение изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (статья 6 законопроекта), предусматривающего гарантирование тайны об операциях по счетам органами внутренних дел, профессиональным объединениям страховщиков, страховщиками (их представителями), не требуется.

Пунктами 2 и 6 статьи 1 законопроекта на водителей транспортных средств возлагается обязанность по получению карты обязательного страхования, в памяти которой хранится информация, позволяющая выполнять функции платежной карты, включая осуществление расчетов, связанных с оплатой административных штрафов за правонарушение в области дорожного движения.

Однако механизм зачисления денежных средств на карту обязательного страхования законопроектом не определён.

Статьей 4 законопроекта вносится изменение в часть 2 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающее ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе карты обязательного страхования.

Вместе с тем статья 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно её наименованию, устанавливает ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, утверждаемыми в соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Правительством Российской Федерации.

Таким образом, не имеет оснований предложение о внесении изменения в часть 2 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.

В пункте 4 статьи 1 законопроекта не указана структурная единица пункта 2 статьи 5 Федерального закона.

Абзац первый пункта 7 и абзац первый пункта 8 части 8 новой статьи 17.6 Федерального закона (пункт 6 статьи 1 законопроекта) сформулированы некорректно, учитывая, что подпункты и абзацы также подлежат нумерации.

В статьях 2 и 6 законопроекта неверно указаны реквизиты и источники официального опубликования нормативных правовых актов, в которые законопроектом предлагается внести изменения.

На основании изложенного представленный на рассмотрение законопроект не может быть поддержан.

Статс-секретарь
Заместитель Министра
Д.В. Костенников




×

ФАР

в социальныx сетях