Федерация Автовладельцев России

Московское представительство


Отзыв правительства РФ на проект закона об ОСАГО

Проект

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 333081-5 «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств» и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации»

Правительство Российской Федерации рассмотрело проект федерального закона и сообщает следующее.

Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО), Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон о безопасности дорожного движения), Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» изменения в целях повышения уровня безопасности дорожного движения, а также предоставления гражданам новых возможностей по осуществлению оплаты административных штрафов, налагаемых на водителей транспортных средств за совершение правонарушений в области дорожного движения.

Согласно законопроекту владельцы транспортных средств должны иметь при себе карту обязательного страхования, выпуск которой обеспечивает профессиональное объединение страховщиков и которая обеспечивает возможность идентификации водителя транспортного средства, заполнения протокола об административном правонарушении с помощью средств электронно-вычислительной техники и использования её в качестве платёжной карты с разрешённым овердрафтом для оплаты административных штрафов.

Пунктом 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» предусмотрены положения, которые должны содержаться в федеральном законе о конкретном виде обязательного страхования. Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения посредством предупреждения совершения правонарушений являются предметом Закона о безопасности дорожного движения, взаимоотношения между кредитными организациями, органами государственной власти, гражданами по поводу выпуска, обслуживания платежных карт регулируется законодательством о банках и банковской деятельности, вопросы оплаты административных штрафов регламентируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и не могут являться предметом федерального закона о конкретном виде обязательного страхования.

В соответствии с предоставленным финансово-экономическим обоснованием введение в действие проекта федерального закона не требует изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета. Полагаем, что реализация законопроекта потребует существенных затрат федерального бюджета на создание инфраструктуры использования карт обязательного страхования, в частности, оснащение сотрудников органов внутренних дел, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях в области дорожного движения электронно-вычислительной техникой (позволяющей заполнять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения не вручную с использованием карт обязательного страхования) и платёжными терминалами для оплаты штрафов за административные правонарушения непосредственно после составления штрафа с использованием карты обязательного страхования. Без соответствующего технического обеспечения использования карт обязательного страхования не ясно, каким образом предлагается реализовывать заявленную в законопроекте цель по предоставлению гражданам новых возможностей оплаты административных штрафов.

Затраты на выпуск карт обязательного страхования возлагаются на владельцев транспортных средств, которым также придётся уплачивать проценты за использование средств, предоставляемых банком. В отсутствии должного обеспечения использования карт обязательного страхования дополнительные расходы владельцев транспортных средств могут быть сочтены необоснованными и вызвать социальное напряжение.

Действующее законодательство позволяет гражданам обращаться в кредитные учреждения для получения платежных карт, в том числе с разрешенным овердрафтом, и использовать их для осуществления различных платежей. Законопроект вменяет в обязанность владельцам транспортных средств при заключении договора обязательного страхования открыть банковский счет в аккредитованном банке и иметь при себе карты обязательного страхования. Следует отметить, что согласно пункту 1 стать 451 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом в соответствии с пунктом 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Кроме того, на основании пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

В соответствии с предложенной редакцией статьи 17 Закона об ОСАГО выпуск карт обязательного страхования и запись в их память необходимой информации обеспечивает профессиональное объединение страховщиков. При этом законопроектом не определено, будут ли страховщики, представители страховщиков в субъектах Российской Федерации, а также страховые брокеры и страховые агенты выдавать владельцам транспортных средств карты обязательного страхования или владельцы транспортных средств для исполнения обязанности по наличию карты обязательного страхования будут вынуждены обращаться в профессиональное объединение страховщиков после заключения договора обязательного страхования со страховщиком. Законопроектом не предусмотрено информационное и техническое оснащение страховых агентов и страховых брокеров в связи с налагаемыми ограничениями (отсутствием у владельцев транспортных средств задолженности перед бюджетом по оплате административных штрафов и перед аккредитованным банком по возврату средств, предоставленных для оплаты административного штрафа) при заключении договора обязательного страхования.

Статьей 4 вносятся изменения в статью 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность водителей, управляющих транспортным средством и не имеющих при себе карты обязательного страхования. Вместе с тем, статья 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласно её наименованию устанавливает ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Кроме того, разработчиками законопроекта не предусмотрен особый порядок отсрочки введение в действие указанных изменений с целью обеспечения своевременного получения карт обязательного страхования всеми владельцами транспортного средства.

Учитывая изложенное, проект федерального закона не может быть поддержан.




×

ФАР

в социальныx сетях