Федерация Автовладельцев России

Московское представительство

Позиция ФАР по проекту закона об ОСАГО

29 апреля 2010, Четверг

Официальная позиция ФАР
по проекту федерального закона №333081-5
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»

Ознакомившись с вышеуказанным законопроектом депутата В.М. Резника, ФАР считает необходимым заявить следующее:

  • Не смотря на декларируемые благие цели – повышение уровня безопасности дорожного движения и предоставление гражданам новых возможностей по уплате административных штрафов, суть законопроекта в установлении порядка, при котором лица, вовремя не оплативших административные штрафы, фактически лишаются права управления транспортным средством.
  • Никто не будет спорить с тем, что неуплаченный штраф подрывает уважение к закону, способствует формированию ощущения безнаказанности. Однако странно слышать призывы об уважении к закону от лиц, статус которых как раз является наглядным примером такой безнаказанности.

    Как известно, депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к административной ответственности без согласия самой Государственной Думы. При этом в новейшей российской истории нам неизвестны случаи, когда бы какой-либо орган обращался в Думу за дачей такого согласия по административным делам. Это неудивительно, учитывая, что Дума крайне неохотно дает такое согласие по уголовным делам, степень общественной опасности которых несоизмерима с административными правонарушениями.

    При таких условиях, считаем, что было бы правильным начать формирование уважения к закону с самих депутатов: отменить депутатский иммунитет, снять спецсигналы с машин руководства ГД, а самим депутатам быть образцом воспитанности и тактичности на дороге, скромности в личной жизни.

    В той ситуации, которая имеет место в России, когда на дорогах обладатели различных «корочек»: судьи, работники прокуратуры, ФСБ, высшие чиновники, депутаты и пр., фактически неподконтрольны ГИББД, а само ГИББД является олицетворением российской коррупции наивно рассчитывать на то, что рядовой автовладелец будет уважать власть и закон.

    Любое избирательное правоприменение есть несправедливость. И пока существует такая практика никакими банковскими картами уважение к закону не вернуть.

  • Что касаемо конкретных мер, предлагаемых депутатом В.М. Резником, то следует отметить их непоследовательность и противоречивость.

    Законопроект предлагает обязать водителей иметь при себе наряду с водительским удостоверением, документами на машину и страховкой, еще и банковскую карточку для снятия с нее необходимой суммы штрафа. Цель на первый взгляд благая – гарантировать способность водителя уплатить штраф. Однако непонятно, почему такие обеспечительные меры предлагают ввести лишь к лицам, управляющим транспортным средством? Почему такую карточку не обязывают иметь пешеходов, которые также являются участниками дорожного движения? Почему такую меру предлагают применить лишь в сфере дорожного движения, а не ко всем административным правонарушениям?

    Из текста законопроекта совершенно непонятно как будет использоваться эта карточка. Как известно решение о наложении штрафа вступает в силу лишь по истечении срока на его обжалование. Тогда в чем смысл наличия у водителя банковской карточки при составлении протокола? С неё же нельзя будет списать сумму штрафа до вступления решения в силу. Если же не списывать, а только блокировать соответствующую сумму, то кто и как будет отслеживать: было ли обжаловано решение и каковы его результаты?

    Автор законопроекта лукаво умалчивает о тех затратах, которые потребуются для того, чтобы оснастить каждый патрульный автомобиль аппаратом для принятия карточных платежей, а поскольку решения о наложении штрафа наряду с сотрудниками ГИББД принимаются еще и в судах, то такими аппаратами нужно будет снабдить и судебные органы. Окупят ли эти затраты полученный результат?

    Если цель законопроекта повысить собираемость штрафов путем непродления полиса ОСАГО лицам, имеющим задолженность по их уплате, то зачем мудрить с банковскими картами? Достаточно создать единую базу должников, обеспечить к ней доступ страховым компаниям и запретить им продлять или заключать новый договор ОСАГО при наличии задолженности по уплате штрафов.

    Однако будет ли правомерен такой запрет. Отказ в заключении (продлении) договора ОСАГО будет фактически являться лишением права управления транспортным средством. Поскольку оно (лишение) является следствием неуплаты штрафа, то получается, что оно применяется в качестве санкции.

    Лишение права управления транспортным средством является одним из видов административного наказания и применяется лишь судом при наличии состава соответствующего административного правонарушения.

    За неуплату штрафа в установленный срок законом уже предусмотрена административная ответственность – удвоение суммы штрафа или административный арест на срок до 15 суток (ст. 20.25 КоАП).

    Соответственно, авторы законопроекта фактически предлагают дважды наказывать за одно и то же правонарушение, что является нарушением конституционного принципа о недопустимости двойной ответственности (ст. 50 Конституции РФ). При этом это наказание будет применяться во внесудебном порядке и безотносительно к сумме задолженности, т.е. несоразмерно.

  • Удивительно, что при наличии реальных проблем в сфере правового регулирования страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, депутат В.М. Резник, возглавляющий профильный комитет Государственной Думы, озабочен не их решением, а занят выискиванием способов еще больше ухудшить положение автовладельцев.

    Не надо быть провидцем, чтобы понять, что предлагаемые меры не встретят горячей поддержки у автовладельцев, что эти меры, будучи реализованными, приведут к росту социальной напряженности, митингам и автопробегам протеста.

  • Выражаем уверенность, что депутаты Государственной Думы РФ отклонят этот законопроект.
  • ФАР также предлагает депутатам Государственной Думы РФ рассмотреть вопрос о соответствии председателя комитета по финансовому рынку В.М. Резника занимаемой должности, а руководству партии «Единая Россия» — о целесообразности дальнейшего пребывания В.М. Резника в ее рядах.
×

ФАР

в социальныx сетях