Федерация Автовладельцев России

Московское представительство

Повышение цен на бензин связано со сговором нефтяных компаний

16 ноября 2017, Четверг

Одной из самых обсуждаемых тем уходящей недели стал резкий рост цен на бензин в России. ФАС обвиняет в росте цен трейдеров, тогда как последние апеллируют к сократившимся поставкам бензина с НПЗ. Многие склоняются к мнению, что резко увеличилась привлекательность экспорта, теперь нефтепродукты выгоднее экспортировать, чем продавать в России. Также эксперты предполагают, что резкий рост мировых цен на нефть приводит к повышению цены на топливо в России. Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев высказал Агентству нефтегазовой информации свою точку зрения:

— Повышение цен на бензин связано с алчностью нефтедобывающих компаний. Более того, я считаю, что это картельный сговор, нефтяные компании ни разу не снижали цены на бензин, даже в то время, когда цена на нефть в мире падала. Обосновывали они это тем, что реализация топлива измеряется в рублях.

Я не согласен с мнением, что в стране дефицит топлива из-за ремонта на московском НПЗ. Это отговорка, ведь любой дефицит всегда приводит к удорожанию, и если так говорят, значит хотят на это списать. Для Генпрокуратуры было бы не проблемой навести порядок, чтобы цены не росли из-за дефицита.

Напомним, что 15 ноября в Госдуме одобрен проект о повышении акцизов на автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо с 1 января 2018 года. Это приведет к новому росту цен на автомобильное топливо.[1]

Неожиданное сокращение выпуска бензинов на Московском НПЗ «Газпром нефти» привело к крайне необычной ситуации, когда рекорды оптовой цены на бензин устанавливаются в середине ноября. Компания называет работы плановыми, ФАС обвиняет в росте цен трейдеров, тогда как последние апеллируют к сократившимся поставкам бензина с НПЗ.

Оптовые цены на бензин АИ-92 с 7 по 13 ноября выросли на 2,3%, до 42,85 тыс. руб. за тонну, на АИ-95 — на 1,7%, до 44,99 тыс. руб. за тонну, свидетельствуют данные биржи СПбМТСБ. Это рекордный уровень в этом году, что нехарактерно для сезонного российского рынка, на котором уже в октябре, как правило, наступает снижение оптовых цен. Однако только в понедельник цены выросли на 0,4% и 0,2% соответственно.

Причина такого нестандартного поведения рынка в неожиданной остановке одной из ключевых установок (каталитического крекинга) на Московском НПЗ «Газпром нефти» на прошлой неделе.

По словам собеседников “Ъ” на рынке и среди трейдеров, одновременно компания сократила отгрузки бензинов на рынок, а также начала скупать партии бензина на бирже.

Это совпало с ростом цен на нефть и, соответственно, экспортного паритета, из-за чего спрос резко вырос в ожидании повышения цен на внутреннем рынке.

«Газпром нефть» поясняет, что «в результате промышленного пробега (с мая по ноябрь) были выявлены новые возможности для повышения эффективности работы установки каталитического крекинга» и для «оптимизации технологического режима работа установки была планово приостановлена», ее работу планируется возобновить в середине ноября. Между тем, по данным “Ъ”, остановка не была включена в программу плановых ремонтов, утверждаемую Минэнерго, в компании это не стали комментировать. В пресс-службе заявили, что отгрузка топлива «осуществляется по графику», однако не сообщили числовых значений. По мнению собеседников “Ъ”, остановка каткрекинга привела к выбытию примерно 50 тыс. тонн бензина в неделю.

Один из источников “Ъ” сообщил также, что «Газпром нефть» ведет переговоры о закупке бензина у «Роснефти».

Начальник профильного управления ФАС Дмитрий Махонин заявил, что причиной роста цен стала «реакция трейдеров» и что недостающие объемы будут перенаправлены с других НПЗ Центральной России, а также Омского НПЗ «Газпром нефти». При этом он упомянул, что трейдеры «Солид» и РУАН совершили по бензинам сделку по цене на 5 тыс. руб. выше рынка, что сейчас расследуется на предмет манипуляций и возможного разгона цен. Гендиректор «Солида» Илья Мороз заявил «Интерфаксу», что сделка была совершена из-за технической ошибки покупателя, выставившего заявку выше рынка, и в любом случае не должна учитываться в расчете индекса (отклонение от рыночной цены более 10%). Собеседник “Ъ” на рынке указал, что сделка всего на 300 тонн, так что не могла существенно повлиять на индекс.

Ситуация с сокращением предложения бензина из-за остановки каткрекинга на Московском НПЗ выгодна нефтяным компаниям, отмечает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». Из-за этой встряски на рынке производители могут гораздо быстрее реализовать эффект от роста мировых цен на нефть и нефтепродукты и, соответственно, экспортных цен на бензин, не дожидаясь фактического перенаправления бензина на экспорт. Другой собеседник “Ъ” отмечает, что игроки всегда остро реагируют на любые новости о функционировании МНПЗ, особенно сейчас, когда динамика цен на бензины очень отличается от исторической.[2]

Источники:
[1] angi.ru
[2] kommersant.ru


×

ФАР

в социальныx сетях