Федерация Автовладельцев России

Московское представительство

Обращение к Медведеву по новым штрафам

19 апреля 2011, Вторник

15 апреля Федерация автовладельцев отправила обращение Президенту РФ Д.А.Медведеву по проекту Федерального закона N 479724-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Президенту Российской Федерации
Медведеву Дмитрию Анатольевичу.
103132, г. Москва, ул. Ильинка, д. 23.

ОБРАЩЕНИЕ

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

8 апреля 2011 года постановлением Государственной Думы ФС РФ N 5103-5 ГД во втором чтении принят проект Федерального закона N 479724-5 с новым названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесенный депутатами Государственной Думы В. Н. Плигиным, М.Л. Шаккумом, А.П. Москальцом.

Впервые в истории права современной России данными законоположениями законодатель намерен установить более жесткие административные санкции в виде штрафа за нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств, совершенных в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге по сравнению с остальными субъектами РФ.

Изучение общественного мнения на примере тематических интернет ресурсов, опросы автовладельцев, экспертов юридического сообщества, работников дорожно-транспортной сферы, правозащитных неправительственных объединений и представителей властных структур показывают, что большинство респондентов негативно относятся к данным нормативным изменениям.

Актив Московского представительства межрегиональной общественной организации «Федерация автовладельцев» считает, что под видом совершенствования организации дорожного движения происходит откровенное лоббирование интересов властных коррупционных групп, которые обосновывают свою позицию следующими обстоятельствами.

По мнению инициаторов рассматриваемого законопроекта, необходимость его принятия обусловлена обострением транспортной проблемы, опасностью нарушений Правил дорожного движения, которые, помимо прочего, являются одной из причин образования дорожных заторов (пробок).

Такое мнение явно абсурдно и заслуживает лишь справедливой критики. Исторически, ни одна из цивилизованных стран не решала обострение транспортной проблемы с помощью ужесточения административных санкций.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Исходя из этого, первоочередной задачей государства является обязанность по надлежащему обеспечению безопасности и бесперебойности дорожного движения посредством улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры, а не ухудшение социальных условий автовладельцев с помощью административно-карательных мер.

Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но в других городах, где численность населения превышает 500000 жителей, нередко транспортные проблемы становятся настоящим бедствием.

При этом стоит учесть, что почти половина улично-дорожной сети Москвы расположена в спальных районах и на окраинах города, где режим дорожного движения менее интенсивен, чем в центре таких крупных городов как Воронеж или Ростов на Дону.

Нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств на окраине или в жилой зоне столицы, являются менее опасными административными правонарушениями, нежели аналогичное деяние, совершенное в час пик на центральном проспекте любого другого крупного индустриального города страны.

Следовательно, транспортная проблема, в равной степени является общей для всех крупных городов страны, а ее решение предлагается разными штрафными санкциями, носящие дискриминационный характер.

Таким образом, в рассматриваемом законопроекте априори заложены элементы экономического неравенства граждан.

Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, вытекающим из Конституции РФ, её статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права. Всё для того, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (постановления от 12 мая 1998 года N 14-П, от 11 мая 2005 года N 5-П, от 27 мая 2008 N 8-П, от 16 июня 2009 N 9-П).

С учетом вышеизложенных обстоятельств, лоббируемый законопроект весьма далек от справедливости, соразмерности, правовой безопасности и не отвечает ранее выраженным правовым позициям Конституционного суда РФ, которые по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, законодатель обязан соблюдать при принятии и одобрении законопроектов.

Вышеуказанным законопроектом законодатель разрешил водителям, не имеющим документов на право управления транспортными средствами (далее ТС), находящимся в состоянии опьянения, эксплуатирующим автомобиль с неисправностями, при которых эксплуатация автомобиля запрещена, лишённым прав, припарковавшимся с грубым нарушением ПДД и прочими нарушениями правил, при совершении которых применяется задержание ТС, до начала задержания перемещать автомобили самим, в ближайшее место, где таких препятствий не будет создано (см., измененную редакцию ч. 1 ст. 27.13. КоАП РФ).

С одной стороны, законодатель легально разрешил водителям, застигнутым при совершении вышеуказанных нарушений правил, продолжать совершать дальнейшее нарушение ПДД.

С другой стороны, если автомобиль до начала задержания перемещен в ближайшее место, где он не создаёт препятствия и может находиться там сколь угодно долго, то, стало быть, причина задержания уже устранена. Следовательно, дальнейшая навязанная государством услуга по перемещению автомобиля в специально отведённое ближайшее охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на ней до устранения причины задержания уже автоматически отпадает.

Со вступлением в силу данных поправок каждый, чей автомобиль перемещен на штрафстоянку, вынужден оплачивать навязанные услуги по его перемещению и хранению за первые сутки.

Действующая редакция закона (ч. 1 ст. 27.13. КоАП РФ) защищает интересы собственника. Эта норма не возлагает обязанность по оплате за перемещение автомобиля и первые сутки его хранения на штрафстоянке, чем даёт возможность оградить невиновного собственника от необоснованной оплаты навязанных услуг.

Как известно, множество автовладельцев владеют автомобилями по доверенности. Часто в практике встречаются случаи, когда, покатавшись по доверенности, недобросовестные автовладельцы оставляют автомобили там, где остановка запрещена, чем создают помехи в движении другим автомобилям. Далее, инспектор ДПС с помощью эвакуатора переместит оставленный автомобиль на штрафстоянку, а нарушителя, управлявшего автомобилем по доверенности, не удастся найти. Поскольку презумпция невиновности в законодательстве об административных правонарушениях является иллюзорной, расплачиваться за навязанные услуги по хранению автомобиля будет его собственник.

Кроме того, в действующей редакции закона (ч. 1 ст. 27.13. КоАП РФ) предусмотрена оплата расходов лишь за хранение задержанного автомобиля.

В новой редакции закона (ч. 7 ст. 27.13. КоАП РФ) предусмотрена оплата расходов не только за хранение задержанного автомобиля, но и его перемещение, а также возврат.

Очевидно, расходы за перемещение и хранение экономически реальны. Чем же можно оправдать навязанную оплату по возврату автомобиля? Это уже смахивает на бандитские понятия 90-х годов прошлого столетия.

Отныне собственники автомобиля, равно как и реальные нарушители ПДД, будут сполна оплачивать навязанные «услуги».

Между тем, будущая редакция закона не выдерживает никакой критики в следующем вопросе. Как действовать водителю, если в перемещённом и находящемся на штрафстоянке автомобиле остался кошелёк? Ведь после задержания войти в опечатанный автомобиль можно лишь после получения на то разрешительного штампа ГИБДД.

Фактически оплата навязанных услуг за перемещение автомобиля и его хранение на штрафстоянке является еще одним видом наказания лица, привлечённого к административной ответственности. Ведь в рамках уголовного дела автомобиль перемещается, и хранится на спецстоянке абсолютно бесплатно. Как известно уголовное преступление отличается от административного правонарушения лишь тяжестью последствий.

С одной стороны, задержание автомобиля, его перемещение и последующее хранение на штрафстоянке является процессуальной мерой обеспечения по делу.

С другой – вторым наказанием. Из теории права известно, что административное наказание является мерой государственного воздействия. В данном случае государство воздействует на нарушителя, впоследствии требуя с него оплату за осуществление процессуальных действий, чем ухудшает его экономическое положение.

При этом конституционное положение ч. 1 ст. 50 Конституции исключает повторное наступление ответственности за совершение одного и того же деликта.

Иными словами, невиновный собственник за несовершенное им правонарушение рискует быть подвергнутым двойному наказанию.

Ещё одно немаловажное нарушение равенства всех перед законом, закрепленного в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ. Отныне право устанавливать оплату за перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат транспортных средств отдано субъектам Российской Федерации.

К примеру, за перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их и хранение в течение суток питерские нарушители будут платить 1000р., а московские 10 000р.

Вряд ли от повышения оплаты за навязанные услуги московские автотюрьмы будут лучше «обслуживать» население, чем питерские. Выходит, питерские автовладельцы перед законом равны, а их московские коллеги будут «ещё равнее»?

Проект Федерального закона N 479724-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесенный депутатами Государственной Думы В. Н. Плигиным, М.Л. Шаккумом, А.П. Москальцом пример того, когда под эгидой совершенствования организации дорожного движения лоббируются экономические интересы владельцев штрафстоянок, представителей ГИБДД, за счёт чего совершенствуется обогащение региональных правящих элит.

Практика неоднократно доказывала, что перераспределение полномочий между федеральными и региональными властями не влияет на обеспечение безопасности дорожного движения.

С учетом вышеизложенного, Московское представительство Межрегиональной общественной организации «Федерация автовладельцев», просит Вас в соответствии с правами, представленными Вам в ч. 3 ст. 107 Конституции РФ, проект Федерального закона N 479724-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый постановлением Государственной Думы ФС РФ N 5103-5 ГД 8 апреля 2011 года, отклонить.

С уважением, Руководитель Московского представительства
Межрегиональной общественной организации
«Федерация автовладельцев»
Канаев Сергей Владимирович

×

ФАР

в социальныx сетях