Федерация Автовладельцев России

Московское представительство

Можно ли не переплачивать за бензин?!

2 марта 2011, Среда

Окончание. Начало статьи.

Вернемся в 2009 год, когда мировая цена на нефть изменялась от 40 до 70 долл. за баррель, а курс – от 35,7 до 29,1 рубля за доллар. Повторим наш расчет для цены 55 долларов за баррель, что соответствует 11,2 рубля за литр при курсе 32,4 рубля за доллар. Получаем среднюю розничную цену 15,5 рубля за литр с учетом НДС.

Кто-нибудь встречал такую цену за литр А-92 в этот период? Розничная цена 92-го в 2009 году в Москве изменялась от 19,5 до 22,3 рубля за литр, дизельного топлива – составляла 20 рублей. А ведь внутренняя цена на нефть падала и до 2 000 рублей за тонну.

Мы переплачивали 4-6 рублей за литр и больше, во-первых, из-за жадности производителей, которые за наш счет компенсировали падение экспорта, причем рентабельность ряда НПЗ превышала 50%. Во-вторых, из-за акцизов на нефтепродукты, ставки которых включаются в оптовую цену и не снижаются при снижении цен на нефть.

А ведь ставки акцизов с 2011 года увеличены в среднем на 1,2 рубля за литр, а к 2013-му увеличатся еще на 2,5 рубля. Именно эти суммы мы будем переплачивать с каждого литра, если сохранится сегодняшняя мировая цена на нефть. А если она снизится до обоснованных 80-90 долларов за баррель или ниже, опять будем переплачивать более 3-5 рублей с каждого литра.

Какие из всего этого следуют выводы? Во-первых, если добиться снижения ставки НДС хотя бы до 9%, цены на АЗС должны снизиться приблизительно на 7,5%, что при сегодняшних ценах составит почти 2 рубля на литр.

Во-вторых, отмена акцизов с переносом всей налоговой нагрузки в цену сырой нефти, как минимум, не ухудшит положение российских автомобилистов. Очевидно, что при любой налоговой нагрузке внутренняя цена нефти не превысит мировую, в противном случае на российском рынке будет продаваться зарубежная нефть по мировым ценам. А как показано выше, при отмене акцизов цены на АЗС будут ниже даже при поставке нефти на НПЗ по мировым ценам.

На самом деле, из-за конкуренции цена нефти на российском рынке всегда будет ниже мировой, и чем ближе внутренняя цена к мировой, тем выше конкуренция. Кроме того, отмена акцизов откроет российский рынок для зарубежных нефтепродуктов, что неизбежно приведет к повышению их качества и снижению цен вследствие растущей конкуренции.

Что касается выпадающих доходов бюджета при отмене акцизов, то они могут быть компенсированы увеличением ставки налога на добываемую нефть. Тем более что «зазор» между внутренней и мировой ценой нефти для этого более чем достаточен – всегда более половины мировой цены.

При этом даже если налоговые аппетиты правительства возрастут «до мировой цены на нефть», это не скажется на интересах потребителей — автомобилистов. Рост поступлений в бюджет будет обеспечен за счет тех доходов, которые сейчас остаются в распоряжении нефтяных компаний. А нефтяным компаниям придется искать пути снижения своих затрат, иначе их место займут более эффективные производители.

Наконец, остается вопрос, что будет, если мировая цена нефти достигнет 150 долларов за баррель или выше. Если налогообложение по-прежнему будет привязано к спекулятивной мировой цене, как это происходит сейчас, внутренние цены на нефтепродукты также будут расти.

Естественным ограничением этого роста могли бы стать поставки зарубежной нефти и нефтепродуктов из стран, где налоговые аппетиты правительств не столь велики, и цены поэтому ниже внутренних российских цен. Не исключены, однако, и интервенции из госрезервов или временное административное регулирование цен, но только как крайняя мера на очень короткий срок. К чему приводит регулирование цен чиновниками, которые регулярно повышают налоги и «пилят» бюджет, видно на примере тарифов ЖКХ.

Хорошо известно, что после периода спекулятивного роста мировой цены наступает экономический спад с падением цен на нефть в 2-3 раза. При новом падении мировой цены ниже 50 долларов за баррель полностью компенсировать отмену акцизов налогами с сырой нефти, возможно, не удастся. Что может быть основным аргументом против отмены акцизов.

Однако следует учитывать, что акцизы в цене топлива – это деньги из карманов российских граждан, у которых в период спада доходы также снижаются. Поэтому задачей правительства страны — лидера мировой нефтедобычи должно быть не увеличение поборов со своих граждан, а контроль мировой цены на нефть и ее удержание в наиболее благоприятном диапазоне 80-90 долларов за баррель. Это во-первых.

Во-вторых, компенсировать потери бюджета в период кризиса за счет изъятия доходов у населения – не только аморально, но и экономически вредно. Потому что сокращение доходов потребителей ведет к снижению спроса и по цепочке – к снижению производства, инвестиций в производство, выплат зарплат, то есть дальнейшему снижению спроса и углублению кризиса. Государства, экономически развитые и уважающие своих граждан, ведут себя совершенно иначе – снижают налоги, стимулируют потребление, увеличивают выплаты за счет временного увеличения государственного долга.

Но мы имеем то, что имеем, и, похоже, кроме пиара, ничего не делается. Цены на топливо будут расти как в случае роста мировых цен, так и в случае их падения, если по-прежнему будут повышаться ставки акцизов. Предложения министерств и нефтяных компаний по изменению налогообложения нефтяной отрасли также не защищают от повышения цен.

При сем недавно нам сообщили, что резервный фонд, куда выводятся «лишние» доходы от налогообложения нефти и нефтепродуктов, к концу года увеличится почти до 2 триллионов рублей. И, тем не менее, готовятся предложения по дальнейшему увеличению налоговой нагрузки на граждан, в частности, повышению ставок налога на имущество физических лиц.

И все это на фоне сообщений Счетной палаты и Контрольного управления при Президенте о масштабах «нецелевых расходов» или попросту хищений из бюджета. Только на государственных закупках такие «потери» бюджета составляют не менее триллиона рублей в год. Одно только это в два с лишним раза больше, чем все поступления по акцизам на нефтепродукты и транспортному налогу вместе взятые.

Чтобы цены снижались, нужно в первую очередь снижать налоги. Но у нас предпочитают налоги увеличивать. Это проще, чем остановить коррупцию или вернуть расхищенное в бюджет. Похоже, что и коррупционная составляющая уже заложена в ставки налогов, а ведь налоговые поступления из карманов граждан с ростом цен также растут.

Так что можем мы сделать, чтобы не переплачивать за бензин? Как минимум, принудить власти к диалогу. Но как? Ведь нас не слышат и не хотят слышать.

Как показывают результаты работы ФАР за прошедшие два года, наши власти реагируют только на массовые акции протеста. Другого выбора нам не оставили, другой возможности у нас сегодня нет.

20-го марта Федерация автовладельев проводит Всероссийскую акцию протеста против роста цен.

Участие в акции добровольное и бесплатное, но ее результатом может стать рост доходов всех и каждого участника акции. Чем больше нас соберется, тем больше шансов, что нас услышат.

Подробнее об акции…

Московское отделение ФАР


×

ФАР

в социальныx сетях