Федерация Автовладельцев России

Московское представительство

Нарушаем

18 февраля 2011, Пятница

Павелецкий вокзал стал ловушкой для автолюбителей, ловушкой, которую умело поставили сотрудники ГИБДД. После начала здесь реконструкционных работ эта точка стала для нарядов ДПС любимым местом засады. Как говорят эксперты и юристы, подобных ловушек только в Москве устраивают больше тысячи в течение года. Павелецкая — типичная. В настоящее время, по данным наблюдений активистов-автовладельцев, в Москве действует около 100 ловушек. Примерный доход в среднем с одной точки за смену — от 20 тысяч до 100 тысяч рублей. Таким образом по неофициальной статистике, общий суточный оборот московских точек может составлять от 2 до 10 млн рублей, а годовой – от 730 млн. до 3,6 млрд рублей.

Проезжая мимо Павелецкого вокзала, неискушенные водители, как правило, не предполагают, что на участке «Павелецкая площадь, 2, строение 2» их может ждать сюрприз в виде инспекторов ДПС, утверждающих: «Только что вы совершили выезд на полосу встречного движения». Дальше, по свидетельствам очевидцев, ситуация складывается как в известных сказаниях: налево пойдешь — деньгами откупишься, прямо — правами или штрафом поплатишься. Третьего, похоже, не дано. По статистике специалистов московского отделения Федерации автовладельцев, 18 человек из 20-ти обычно ходят «налево», решая проблему на месте без протокола. А оставшиеся попадают на конвейер к мировому судье, который, если повезет, услышит вас и лишь оштрафует, если же нет — лишит прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Эпизод с адвокатом

Днем 28 ноября 2010 года адвокат Ольга Натапова поворачивала с Валовой улицы (Садовое кольцо) в сторону Дубининской, ее автомобиль следовал прямо за пассажирским автобусом, и данная ситуация не казалась женщине с многолетним стажем вождения чем-либо странной. Однако около вокзала на участке «Павелецкая площадь, 2 , строение 2» сотрудники 3-го отдела батальона полка ДПС ГИБДД УВД ЦАО г. Москвы усмотрели в этом маневре нарушения статьи 12.15, часть 4 — «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения…» — с перспективой лишения прав. Составили протокол.

И как ни пыталась адвокат Натапова разъяснить инспекторам, что не двигалась по встречной полосе, и если допустила нарушение правил дорожного движения, то нарушила лишь требование знака 3.1. «Въезд запрещён» (ч.1 ст.12.16 КоАП, штраф 300 рублей), — всё без толку. Знание закона, ПДД и принцип не давать взятки гаишникам вообще, ни при каких обстоятельствах, исключали вариант «разобраться на месте», о чём, как рассказывает Ольга, она потом даже успела пожалеть.

«Повернув после пересечения трамвайных путей в сторону Дубининской за двигавшимся автобусом и проехав через трамвайные пути, проходящие поперек моего движения, я не заметила сразу знак «Объезд препятствия справа». Возможно, именно из-за автобуса. Я двигалась за ним в среднем ряду. Направо под знак «Направление движения по полосе» передо мной никто не уходил. Когда автобус, проехав левее препятствия, повернул налево на зеленый знак светофора, я сравнялась со знаком 3.1. («Въезд запрещён») и знаком 4.2.1.(«Объезд препятствия справа»). Остановила машину и начала разбираться в этой запутанной дорожной знаковой разметке. Когда подошел сотрудник ГИБДД, я ему сразу же сказала, что не увидела знак 3.1 из-за автобуса, на что он мне ответил: «На такси надо ездить».

Инстанция истины

Накануне судебного слушания Ольга Натапова провела свое расследование. Особенности движения и знаки на Павелецкой были дотошно зафиксированы на фото. На нескольких видно, как на данном участке дороги маршрутное такси свободно едет прямо, на знак 3.1., как пассажирский транспорт выезжает на «полосу встречного движения», на что сотрудники ГИБДД явно внимания не обращают.

Сергею Ломазову, судье 102-го участка района Замоскворечье, доводы инспектора ДПС, отраженные в рапорте и схемах из протокола, показались более убедительными, нежели факты представленные Ольгой Натаповой. Суд сообщил, что находит ее доводы «несостоятельными, связанными с неправильным толкованием закона и дорожной ситуации», и признал Ольгу виновной, лишив прав сроком на 4 месяца.

То, что аналогичные постановления о лишении прав в отношении водителей, совершивших правонарушение на данном участке дороги у Павелецкого вокзала, судья Ломазов выносит часто (около 50 постановлений), — становится понятно, если зайти на сайт мирового судьи. «Еще на месте правонарушения при составлении протокола у меня возникла мысль о том, что это место дороги — своеобразная «кормушка» для сотрудников ГАИ, но я не предполагала, что суд эту «кормушку» может так тщательно оберегать. А ведь он обязан содействовать устранению причин и условий правонарушений, систематически происходящих из-за неправильной организации дорожного движения на Павелецкой, где из-за этого страдает столько людей», — говорит Ольга.

К моменту обращения в «Новую» адвокат Натапова направила жалобы в отношении действий судьи Ломазова в квалификационную коллегию судей Москвы и на сотрудников ДПС ГИБДД УВД ЦАО — в департамент обеспечения безопасности дорожного движения. Последнее обращение — к экс-руководителю ГИБДД Кирьянову, снятому недавно с должности. Заинтересуется ли новое руководство ГИБДД очередным письмом от людей с активной гражданской позицией, в котором говорится, что «дорожная обстановка на участке дороги у Павелецкого свидетельствует о корыстном преступном интересе сотрудников 3-го батальона полка ДПС ГИБДД УВД ЦАО г. Москвы. Многочисленное количество судебных административных дел о лишении водительских прав, рассматриваемое по данному участку дороги мировым судьей 102-го судебного участка города Москвы, говорит о наличии коррупциогенной обстановки на дороге, которая устраивает сотрудников ГИБДД данного батальона…»?

История с продолжением

Корреспонденты «Новой» выяснили, что проблемной точке у Павелецкого как минимум полтора года, о чем свидетельствуют многочисленные сообщения водителей в интернете, в частности — на форумах московского отделения Федерации автовладельцев.

Алексей: 30 июня 2010 г.: «Я житель данного района и почти каждый день прохожу мимо данного участка дороги… Инспекторы даже и не думают предупреждать водителей, находящихся в замешательстве, они просто сидят в машине и ждут, пока водитель совершит выезд на встречку, вместо того чтобы предпринимать действия, предотвращающие данное нарушение»…

Данияр: июль 2010: «…тоже попал 30.06.2010 в 5.00 утра (в ловушку на Павелецкой). Сам из Уфы, так и не понял ничего. 60 у.е. предложил, сказали: мало — и составили протокол нарушения знаков. 14.07.2010 — суд… Не знаю, что делать, подскажите, буду очень признателен, я в Москву на лечение приехал …»

Вячеслав: 3 февраля 2011 г.: «Меня приняли на этом пастбище 16.01.2010 в 23.45. Ближайший фонарь горел почти у церкви (метрах в 150 от места правонарушения). Никаких знаков на растяжках я, естественно, не видел. Линии 1.3 тоже не было (и до сих пор нет). Увидел только знаки на тумбе («кирпич» и «объезд помехи справа»). Повернул резко налево на стоянку. Согласен, было нарушение по 12.15.3 (1000—1500 руб.), но никак не 12.15.4 (4—6 месяцев велосипеда)».

Истории большинства водителей, которых в аналогичной ситуации тормозили сотрудники ГИБДД на Павелецкой, показательны и лишний раз подчеркивают, что, не меняя и поддерживая подобную конфигурацию дорожного движения с учетом припаркованных автомобилей, лишить прав за езду по встречным трамвайным путям при желании можно будет кого угодно. Это попросту Клондайк для дорожных инспекторов. И судьи находят такое положение вещей приемлемым.

По данным судебного мониторинга, проведенного автовладельцами, судья Ольга Киреева только за полгода лишила прав 214 человек за аналогичное на Павелецкой нарушение. Проект «Монитора мирового правосудия» — это анализ 1327 официальных постановлений мировых судей по популярной и субъективной статье 12.15.4 («встречка») в ЦАО г. Москвы. Его результаты: «Пять судебных участков работают в режиме «конвейера», занимаясь в основном делами с одних и тех же адресов (более 2/3 дел), — это 416 (Пронякин М.А.), 102 (Ломазов С.Б.), 360 (Цветков Ю.А.), 389 (Чуканова Н.И.) и 382 (Морозов М.В.). …Только в 0,5% случаев вменяемое АПН (административное правонарушение. — Д. П.) повлекло за собой ДТП».

Вывод наблюдателей: «Количество лишений, из расчета 200—260 лишений в месяц, что может говорить о наличии плана на лишения. Очевидно, что текущее положение дел выгодно как сотрудникам ГИБДД, которые получают возможность улучшить статистику и поставить водителя в условия дачи взятки, так и судьям, для которых рассмотрение дел по тем же адресам позволяет делать свою работу при помощи компьютерных технологий как на «конвейере».

Одним из конкретных шагов по сопротивлению произвольному применению дорожной ситуации сотрудниками ДПС стало проведение независимой экспертизы. Александр Шукрин по просьбе активистов МО ФАР провел исследование. Его выводы: в связи с реконструкцией Павелецкого вокзала организация движения, утвержденная до реконструкции Павелецкого вокзала, противоречит требованиям ГОСТ Р 52289-2004 «Техническим средствам организации дорожного движения. Правилам применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» по адресу: г. Москва, Павелецкая площадь — Садовое кольцо — ул. Дубининская».

На том же месте…

Летом 2010 года один из федеральных каналов показал сюжет о ловушке на Павелецкой. Очевидцы говорят, что на некоторое время активность инспекторов уменьшилась. Вскоре после коллективных жалоб и обращений участникам московского отделения ФАР удалось получить отклик из ГИБДД. Руководство ведомства в лице заместителя начальника В.В. Коваленко признало наличие сложной конфигурации перекрестка, вынуждающей водителей непреднамеренно нарушать ПДД. Документ выставлен на сайте организации http://www.far-msk.ru/?p=8646. «04 августа 2010 года мною был отдан устный приказ руководителям 3-го батальона полка ДПС ГИБДД УВД по ЦАО г. Москвы о прекращении возбуждения дел об административных нарушениях по части 4 статьи 12.15 КРФоАП по указанному адресу до принятия окончательного решения по организации движения. <…>» — сказано в документе.

Ольга Натапова попала в ловушку на Павелецкой в конце ноября 2010 года, что дает повод предполагать: ситуация кардинально не изменилась. «Новая» направила запрос в ГАИ ГУВД Москвы на имя недавно назначенного руководителя УГИБДД ГУВД по г. Москве Александра Ильина. В ближайшее время ждем ответов на наши вопросы:

  1. 1. Каким образом решена проблема с организацией движения по данному участку?
  2. Действует ли «устный приказ руководителям 3-го батальона полка ДПС ГИБДД УВД по ЦАО г. Москвы о прекращении возбуждения дел об административных нарушениях по части 4 статьи 12.15 КРФоАП по указанному адресу»?
  3. Каким образом (чем) объясняется тот факт, что, несмотря на приказы руководства ГИБДД, аналогичные инциденты на данном участке продолжаются?

Подготовили Дарья ПЫЛЬНОВА, Дмитрий ШКРЫЛЕВ

P.S. В феврале московское отделение ФАР планирует провести пикет. Его цель — привлечь внимание к проблеме коррупции на примере отдельных случаев взаимозависимости судов и ГИБДД, которые, по данным экспертов и автовладельцев, все больше напоминают кооперацию — картельный сговор органов правосудия и правоохранителей. Пока префектура ЦАО отказывает в этом пикете.

ПОД ТЕКСТ

Комментарий участника движения на Павелецкой
Павел А., как представитель компании, чьи маршрутки проходят в непосредственной близости от дорожного участка на Павелецкой, уточняет:
—Мы наши маршруты согласовываем с департаментом транспорта, который заказывает разработку Центру исследований транспортной инфраструктуры (ЦИТИ). — И тут же — уже как частный автовладелец — добавляет: — Горю на том, на чем горят большинство таких же, как и я. Сам попадался не раз на подобных ситуациях — когда вчера знака не было, и вдруг он возник. Обидно, конечно, что сотрудники ГИБДД сидят и ждут, пока на таких вот участках люди нарушат правила. Десятки, сотни людей это делают непреднамеренно, когда меняется дорожная ситуация.

Комментарий юриста

«В Москве более тысячи ловушек»
Юрий ШУЛИПА, юрист, один из активистов Московского отделения ФАР

— С чего началась история дорожной путаницы на Павелецком?

— Эта история началась года полтора назад. Из-за реконструкции Павелецкого вокзала было изменено дорожное движение. Дорожная инфраструктура была установлена там с нарушением технических норм. Водители стали совершать в массовом порядке неумышленные административные правонарушения. В нарушениях водителей отсутствовал всяческий умысел, судя по расстановке дорожных знаков.

— Проводилась ли независимая экспертиза этого участка движения? И есть ли тут признаки «ловушки для водителей» как таковой?

— По нашей инициативе сделано два экспертных заключения. Одно из них — независимое, сделано специальной экспертной компанией «Аверс». Этот участок является «классической ловушкой ГИБДД», потому что водитель, выполняя требование одних дорожных знаков, нарушает требование других, причем близко расположенных. Кроме этого: с Садового кольца до Павелецкого вокзала идет резкое сужение дорожного полотна (с 4 полос до одной) — на трамвайный путь одного направления. К тому же постоянно справа у вокзала стоят междугородние автобусы, такси. Вместо того чтобы штрафовать тех, кто создает помехи для дорожного движения и крупными транспортными средствами закрывает дорожную инфраструктуру, — гаишники, наоборот, особого внимания на них не обращают. Создается впечатление, что выполняется план по «лишенческим» статьям.

— Сколько, по вашим данным, ловушек может быть в Москве и каков в среднем нелегальный доход на них?

— По Москве с 2008 года нами выявляется больше тысячи ловушек в год. Среди них, например в ЦАО такие участки движения как: Большой Спасоглинищевский переулок, Земляной Вал, Уланский и Панкратьевский переулки, Большой Каретный, площадь трех вокзалов и другие (карта ловушек постоянно обновляется на сайте московского отделения ФАР). Из-за частой реконструкции в Москве временные знаки ставятся с нарушением технических требований. Есть места в Москве, где «лишенческие статьи» практически безальтернативны, — там сумма взятки обычно вырастает от 30 тысяч до 70 тысяч рублей с человека. По наблюдениям экспертов ФАР, только в отношении 2 из 20 автовладельцев составляются протоколы. Остальные банально откупаются. Примерный доход с точки в среднем за смену — от 20 тысяч до 100 тысяч рублей. Если же взять спецтрассу (Рублево-Успенское шоссе, например) — то там теоретически может выходить и до 1 млн рублей в сутки. Потому что иной контингент.

— Вам удалось добиться вынесения приказа от руководства ГИБДД в адрес 3-го батальона о запрещении применять прежнюю практику лишения водителей прав за нарушения на данном участке Павелецкой. Приказ уже не действует?

— Приказ соблюдается выборочно. Там бывают случаи, когда протоколы составляются и милиция нарушает приказы своего начальника, а это уже уголовная ответственность. Мы писали заявление в следственный отдел в отношении сотрудников милиции по факту неисполнения приказа начальника. Но следователи по разным причинам отказываются возбуждать уголовные дела. Мы обжалуем действия следователей в суд. Проблема в том, что суды не выполняют обязанностей, возложенных на них законом. Ими игнорируются экспертизы, заключения, а значит, не устраняются причины данных дорожных проблем, возникновения административных правонарушений.

— Какова реакция судей на ваши видеодокументы, где видно, что сотрудники ГАИ берут взятки?

— В судах абсолютно никакой реакции нет. Тут судебная власть слилась с исполнительной и обслуживает ее интересы — здесь мы пока ничего добиться не можем. 7 февраля мы обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой об изменении дорожной инфраструктуры у Павелецкого вокзала (Предложения московских активистов федерации автовладельцев на сайте «Новой» — прим. ред.).

— В то время как вы пытаетесь решать проблемы безопасности движения — против вас на днях пытались возбудить уголовное дело. Вы связываете это с вашей правовой работой?

— Да. Иначе трудно объяснить. Недавно мы пресекли «пастбище», которое было у ГАИ Северного административного округа. То есть там гаишники брали взятки и составляли протокол в отношении водителей буквально «не отходя от кассы». На участке движения «Улица Вешних вод, дом 14». Там одностороннее движение, а знака не было. Удалось выяснить, что убэповцы работали в одной связке с гаишниками: то есть при попытке откупиться от инспекторов ГИБДД водители попадали под давление сотрудников УБЭПа, которые намекали, что сейчас поедут в отделение возбуждать уголовное дело о даче взятки. По некоторым данным, цена вопроса, чтобы откупиться, была 200 тысяч рублей. Инспекторам шли 10 процентов. Я и мои коллеги перед Новым годом поехали снимать на видео это «пастбище». Из 5 случаев мы зафиксировали в 2 случаях прямую дачу взятки сотрудниками милиции, третий показал удостоверение и уехал. В отношении двоих были составлены протоколы. Но одного из наших новых сотрудников заметили. Пришлось в открытую заявлять там об операции нашего общественного контроля.

— Получали ли вы угрозы после этого случая?

— Было еще более странно. 31 января моей маме позвонил оперуполномоченный района Строгино, который пытался говорить о том, что я — подозреваемый по уголовному делу, якобы против меня есть свидетельские показания. Некий потерпевший обвинил меня в ограблении его на сумму 30 тысяч рублей и мобильного телефона. Эта акция была разоблачена довольно быстро, моя супруга Ирина подтвердила, что в момент преступления я находился на съезде Федерации автовладельцев. Тогда меня стыдливо вписали в дело как свидетеля. Я обратился в Следственный комитет с просьбой проверить деятельность сотрудников, также подал заявление в Хорошевский суд на неправомерные действия милиции. Сейчас они пытаются сделать вид, что вышла ошибка, некий потерпевший обознался насчет меня. Поменялся следователь, который пригласил меня на допрос уже в качестве свидетеля. Для меня совершенно очевидно, что с любым в нашей стране, кто пытается идти против коррумпированной системы, может произойти все что угодно. И, возможно, данные действия направлены на то, чтобы расправиться уже в тюрьме. Мы знаем, как это было с Сергеем Магнитским или Верой Трифоновой.

Справка

Предложения московских автовладельцев по поводу нормализации движения около Павелецкого вокзала, направленные мэру Сергею Собянину:

«Изменить организацию дорожного движения Павелецкой площади г. Москвы следующим образом: урезать часть свободной территории площади Павелецкого вокзала со стороны улицы Дубининской; на месте высвободившейся территории построить проезжую часть на две полосы для движения транспортных средств; организовать по двум полосам движение транспортных средств в направлении ул. Дубининская — Павелецкая площадь — Садовое кольцо; по остальной ныне действующей проезжей части организовать в две полосы движение транспортных средств в направлении Павелецкая площадь — ул. Дубининская; установить соответствующие дорожные знаки и дорожную разметку на Павелецкой площади. При необходимости установить дополнительные информационные указатели и электронные таблицы».


Источник: Новая газета

Метки:


×

ФАР

в социальныx сетях